Для Бога нет ничего невозможного
автор: Teresa Tyszkiewicz
Церковь Молчания
В тоталитарной системе, которую создал Сталин, важное место занимала беспощадная борьба с христианством. Чтобы отделить людей от Бога и сделать невозможными религиозные практики, нужно было сначала внушить народу отвращение к священникам. Пропаганда показывала их как эксплуататоров, которые за деньги совершают магические обряды, и обманывают простых, наивных, суеверных людей. Католических священнослужителей представляли как шпионов Ватикана, врагов социалистического строя, слуг империализма. Православную Церковь пробовали подчинить государственным властям, а по отношению к прихожанам и священникам униатского вероисповедания применили особую тактику, заставляя их силой воссоединяться с православием без возможности какого бы то ни было контакта с Римом. Коммунизм боролся не только с духовными лицами, он намеревался расправиться с христианством, с самим Богом, отучить людей от обрядов, церквей, богослужений, чтобы даже понятия Бога, веры, вечной жизни стали для них совершенно чуждыми.
Борьба с Богом началась в Советском Союзе сразу же после Октябрьской революции 1917 года и вместе с новым порядком охватила все социалистические государства, от стран народной демократии в восточной Европе до Китая.
Смерть Сталина в 1953 году не принесла в этом отношении существенных изменений. Униатские Церкви были запрещены, и их верующих преследовали за любое проявление религиозной жизни, даже за попытки обращаться за духовной помощью к католическим священникам. Католической Церкви было навязано множество ограничений, не позволяющих вести душпастырскую работу, епископов изгоняли из их диоцезий, сажали в тюрьмы или в лагеря. Всё это происходило за «железным занавесом», отделяющим СССР от западных стран. Все информационные каналы были перекрыты, чтобы свободный мир не знал, что происходит в коммунистическом блоке. Но и внутри самого «блока» господствовал страх и террор, заставляющий людей молчать. Даже семьи сосланных не смели узнавать о судьбе своих арестованных близких. Преследуемая и гонимая Церковь не имела возможности рассказать о себе – и именно этого добивались коммунистические власти, чтобы молчание покрывало тему Бога, веры, Церкви, а также судеб расстрелянных или сосланных священников.
Мария Тереза узнаёт о своей миссии
В Югославии воцарился коммунистический режим и диктатура генерала Броз-Тито. Архиепископ города Загреб и патриарх Хорватии Алоиз Степинац (сегодня причисленный к лику блаженных) в показательном судебном процессе был приговорен к тяжелым исправительным работам, а в 1951 году этот приговор смягчили и заменили на домашний арест в городе Красиц, где он находился под охраной. Во всей стране были гонения религии, но архиепископ получил известие, что несколько священников из его диоцезии продолжают вести душпастырскую работу в конспирации, встречаясь с небольшими группами верующих. Епископ Степинац очень захотел хотя бы раз встретиться со своими подопечными. Охрана представляла непреодолимое препятствие, кроме того у патриарха развилась тяжелая болезнь ног, начавшаяся еще в лагерях. Идя пешком на такую встречу, епископу пришлось бы превозмогать ужасную боль…
Именно в этих условиях началась миссия Марии Терезы. Внутренний «голос» сказал ей об этом стремлении архиепископа Степинаца и спросил, не взяла бы она на себя боль патриарха, чтобы он мог дойти на встречу с верующими. Мария Тереза на это согласилась; несколько часов она переносила неописуемые страдания, но за это время архиепископ сходил на встречу и счастливо вернулся, незамеченный охранниками.
С этого времени, т.е. с 1954 года, Мария Тереза отвечала «голосу», принимая на себя страдания разных мучеников Молчащей Церкви. 6 декабря того же года она получила новый дар для помощи гонимой Церкви. Это был дар билокации – возможности находиться одновременно в двух местах пространства.
Благодаря билокации она могла попасть в разные места, где в заключении находились священники, епископы и верующие, которые в данный момент сильнее всего нуждались в духовной поддержке или должны были передать важную информацию. Мария Тереза никогда не отказала «голосу», и явление билокации происходило всё чаще. Она физически оставалась в своей квартите в Урбании, но в то же время её видели в другом месте, нередко на расстоянии тысяч километров от дома. Там она разговаривала, совершала сверъестественные поступки и помогала нуждающимся в помощи. Обычно ее видели только те, к кому она была послана.
Другое сверхъестественное явление, в котором участвовала Мария Тереза, было связано со словесными информациями. Кроме внутреннего «голоса» она начала слышать голоса разных людей, в основном духовных, находящихся за «железным занавесом», которые просили о помощи. Мария Тереза передавала эту информацию своему духовному опекуну, о.Кристофору Кампани. Этот священник с самого начала появления ее мистических даров заботился о ней и проверял, не противоречит ли происходящее учению Церкви. Он объяснял эти явления следующим образом: «Человек, который со мной общался через Марию Терезу, чувствовал в своем уме огромную силу и прекрасно понимал, что это воззвание Бога, который через Марию Терезу хотел передать информацию с одной только целью – помочь страдающей Церкви».
Большинство сообщений было предназначено для о. Кампани, чтобы он передал их дальше, также папе римскому. Всё должно было происходить под покровом абсолютной тайны, чтобы не повредить людям, воспользовавшимся этим сверхъестественным «телефоном доверия». Папой римским был тогда Пиус XII, который узнал о проблемах Молчащей Церкви благодаря Марии Терезе и ее исповеднику. Он счел этот источник информации бесценным.
На благо Молчащей Церкви
Миссия Марии Терезы расширялась, и хотя она действовала через сверхъестественные явления, ее помощь становилась реальной, конкретной. Благодаря билокации, Мария Тереза совершила три путешествия с целью помочь страдающей Церкви: в город Иннсбрук (5-7 июня 1955 г.), в Афины (с 28 июля по 4 августа 1955 г.) и в Нюрнберг (с 27 мая по 16 июня 1956 г.). Во время этих путешествий она встретилась с разными людьми, которые начали действовать, открывая новые возможности контактов и помощи Церкви в странах коммунистического блока: СССР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Польши, и даже Китая. Конечно же, без сверхъестественных даров от Бога Мария Тереза не могла бы выполнить эти задачи.
Важную роль сыграл кардинал Иосиф Вендель, архиепископ Мюнхена, активный помощник Церкви на Востоке, а также удивительный молодой коммунистический деятель, которого высоко ценили венгерские коммунистические власти. Известен только его псевдоним – Филипп Троцкий. В действительности он был священником, а потом стал епископом; благодаря занимаемому высокому посту он мог помогать заключенным в тюрьмах священникам, поддерживать их связи со свободным миром, оформлять пропуска и паспорта. Мария Тереза познакомилась с ним во время своих путешествий. Этот неутомимый священник-конспиратор был посвящен в епископы по приказу Пиуса XII уже через несколько лет после получения священнического сана, но вскоре после встречи в Нюрнберге умер от истощения и сухотки.
Всё, что происходило в контактах с Молчащей Церковью, с мельчайшими подробностями передавали папе римскому. Многие вопросы требовали его личного решения, как например разрешение от некоторых литургических обязанностей в случае тайной Мессы в лагере. При этом необходимо было хранить строгую тайну, чтобы случайно, по неосторожности, не раскрыть всех операций.
Евхаристическое чудо
Между папой римским и Марией Терезой посредником был ее духовный наставник
о. Кампани. Но в определенный момент Пиус XII захотел познакомиться с ней лично. Аудиенции, которых в общей сложности было 14, начались в 1955 году, а закончились в 1958, незадолго до смерти папы. Срок очередной аудиенции назначали духовным путем; сами встречи длились по несколько часов, потому что Святой Отец подробно обо всём расспрашивал. Мария Тереза сообщала ему всё, что только знала о духовных и верующих за «железным занавесом». Неоднократно папа римский плакал, слушая об условиях заключения и пытках, а также о героизме гонимых христиан.
Святой Отец интересовался также духовной жизнью мистички. Один раз он узнал о том, как глубоко Мария Тереза переживает Евхаристию, и решил убедиться в этом воочию. Когда они вдвоем прогуливались в ватиканском саду, папа римский вынул чашу с четырьмя облатками и спросил, которые из них были освящены, а которые нет. Она без раздумий убрала два и сказала: «Оставшиеся два – освящены». Папа римский ответил: «Давай попросим Бога, чтобы подтвердил это». В этот момент на Гостии появились пятна крови, которые покрыли ее целиком.
Святой Отец, увидев такое доказательство евхаристической действительности, упал на колени.
Папа римский велел отцу Кампани особо заботиться о здоровье и беречь силы Марии Терезы, так как было заметно, что сатана пытается препятствовать посещениям ею Рима. С другой стороны, ее ослабляли другие мистические явления, как стигматы – знаки страданий Иисуса Христа в виде ран на руках, или целые часы мистической агонии. После каждой билокации Мария Тереза была обессиленна, а кроме того у нее развивались разнообразные болезни.
Несмотря ни на что, Мария Тереза не давала себе ни минуты отдыха. Она принесла обет бедности и реализовала его таким образом, что всю свою долю наследства передала своему брату, оставаясь без средств на жизнь. Она жила в скромной квартире, где была организована маленькая часовня с Таинством Тела Иисуса, а также была комната для гостей. Она питалась тем, что ей приносили гости: иногда этого было много, а иногда не было ничего… Всё, что она получала в подарок, она передавала как помощь для Церкви за «железным занавесом». Она организовывала группы людей, которые участвовали в этой миссии, собирали деньги и вещи (продукты, религиозные материалы, книги), которые потом пересылали на Восток. Когда другие удивлялись, что она так плохо питается, Мария Тереза отвечала, что на Востоке люди питаются гораздо хуже.
Никто не догадывался, что эта скромная и тихая женщина, живущая одиноко в Урбании, несёт на своих плечах такую огромную и ответственную миссию для Церкви.
Обет безбрачия Мария Тереза принесла уже до этого, еще когда решила свою жизнь посвятить всецело Богу. Евангельскую рекомендацию послушания она понимала как абсолютное подчинение папе римскому и исповеднику; с последним она советовалась, как отвечать на каждое сообщение, полученное сверхъестественным путем.
Миссия в самом разгаре
Тем же сверхъестественным путем в 1958 году Мария Тереза получила распоряжение отправиться в Советский Союз в качестве туристки. Ей очень не хотелось ехать, она боялась разнообразных проблем, которые могли появиться в этой стране, о которой она слышала много неприятного. Многие священники и верующие узнали о ее поездке во время молитв, в духе.
Вопреки изначальным опасениям путешествие протекало удачно и приносило много доброго. Мария Тереза днем участвовала в официальной программе экскурсии (была также в Мавзолее Ленина), а вечерами работники гостиницы, знавшие обо всём католики, отводили ее на встречи с епископами, священниками и группами католиков, скрывавшихся в подполье, как первые христиане в римских катакомбах. Она познакомилась со многими людьми, героически служившими Богу, собрала бесценную информацию для папы римского и сделала множество фотографий. Ее изумляла подпольная организация душпастырской работы в таких тяжелых условиях, какие господствовали в СССР. Все собранные известия, проблемы, а также собственные наблюдения она должна была запомнить, потому что любые записи могли попасть в руки пограничников во время обыска.
Это путешествие длилось 11 дней и было первым из целого ряда путешествий Марии Терезы по странам коммунистического блока. Куда могла, она ехала как туристка, в других случаях Бог снова давал ей дар билокации. Она должна была всегда оказаться там, где Провидение видело необходимость помощи, поддержки, надеж-
ды, человеческого вмешательства, чтобы Церковь могла хоть в малой степени функционировать. Для верующих, страдающих от коммунистического террора, приезды Марии Терезы были свидетельством того, что Церковь не забыла о них, молится за них и знает об их страданиях – одним словом, что они остаются в единстве с Мистическим Телом Иисуса Христа. Это было очень важным элементом миссии итальянской мистички.
Когда новый папа римский, Иоанн XXIII, узнал о деятельности Марии Терезы, он всем сердцем поддержал ее. Благодаря этому удалось навязать целый ряд контактов с гонимой Церковью. В Польше после трех лет заключения в 1956 году был освобожден кардинал Стефан Вышинский, который, будучи знатоком коммунистической системы и ее «методов работы», получил от папы римского полномочия на весь блок социалистических стран. Папе удалось добиться освобождения из лагеря украинского грекокатолического епископа Иосифа Слипого (укр. Йосип Сліпий), которому разрешено было уехать в Рим. В югославском Загребе мог жить на свободе и в определенной мере действовать архиепископ Франио Сепер, духовный наставник Марии Терезы. Она знала лично многих представителей Молчащей Церкви благодаря духовным «путешествиям» и билокации, и теперь, когда они оказались в Риме, обязательно хотели увидеть её реально. Начинался второй Ватиканский собор, создавая новые возможности для встреч…
К сожалению, не обошлось и без жертв. В 1960 году после долгих страданий умер кардинал Степинац, первый кардинал Хорватии, сегодня причисленный к лику блаженных. В Мюнхене внезапно умер кардинал Иосиф Вендель, неутомимый организатор помощи Церкви на Востоке.
Цена жертвы
Встречи, билокация, передача информации и посылок, организация материальной помощи для Церкви Молчания – всё это Мария Тереза делала при сильнейшем физическом и духовном страдании. Она понимала, что она участвует в боли и страданиях тех, кто сохраняет верность Иисусу Христу. В 1959 году она записала в своем дневнике: «Я вижу, как надвигается зло во всем мире, а вместе с ним и справедливость Бога Отца. Я чувствую, что не могу ничего сделать, ведь и я слишком много грешила. Я вижу бурные события, которые происходят и будут происходить, вижу бездонную пропасть уничтожения, но в этой черной ночи мерцает еще свет милосердия».
Исповедник Марии Терезы, о. Кампани, задумываясь над фатимскими предсказаниями, в 1975 году задал ей вопрос: «Когда наступит время триумфа Матери Божьей над дьявольским материализмом?» Ответ был: «Уже скоро! Но это будет ужасно! Человечество будет на грани уничтожения, но оно не наступит!»
Год спустя о. Кампани снова спросил: «А кровь мучеников, неужели она была пролита зря?» Ответ был коротким: «Ни одна капля! Ни одна капля!».
Тереза Тышкевич
предыдущий | следующий | назад |