«Мы не можем жить без еженедельной Евхаристии»

автор: Sebastian Bednarowicz

Уже почти две тысячи лет Евхаристия даёт христианам силы для преодоления всевозможных трудностей и бед. Уже от начала существования Церкви её постигли кровавые гонения. За участие в Евхаристическом собрании – св. Мессе – верующим грозил арест и даже смерть, но в такой ситуации именно Святая Литургия давала им силы для борьбы и жизни.

Казалось бы, такие варварские времена давно минули. В настоящее время нередко можно встретить христиан, которым просто не хочется участвовать в воскресной Евхаристии – они не видят такой необходимости. Но в мире есть страны, где за отправление св. Мессы и за участие в ней грозят серьёзные последствия, вплоть до мученической смерти. К таким странам относится Ирак, где от начала войны в 2003 году более 70 церквей подверглись нападениям (в основном с помощью взрывчатки), и более 400 христиан погибли за свою веру. Цель террористических атак – это не только уничтожить верующих во Христа физически, но, прежде всего, принудить их отказаться от участия в св. Мессах. Многие священники и епископы в Ираке получают письма с угрозами, в которых звучат требования покинуть родную страну. Нередки случаи похищения, издевательств, жестоких пыток и даже убийств священников и епископов. Одним из примеров отважного свидетельства веры в Иисуса Христа является отец Рагид Ганни, служивший в опасных кварталах иракского города Мосул и оставшийся верным своему призванию.

Рагид родился в 1972 году и принадлежал к халдейской Церкви. Он получил прекрасное образование: в 1996-2003 гг. учился богословию в Риме в Папском университете, знал несколько языков и был постоянным корреспондентом информационного агентства «Азия Ньюс». Рагид принял смелое решение начать пастырскую работу в охваченной военными беспорядками родной стране.

Отец Ганни прекрасно понимал, чем рискует. Ему многократно угрожали по телефону и письменно, требуя покинуть приход, а на его церковь несколько раз нападали. Но священник рассуждал просто: каким бы он был пастырем, если бы покинул своих овец, оставил их без святых Таинств на растерзание хищными волками? «Мы ежедневно готовы к последней решающей атаке, но мы не перестанем отправлять св. Мессы, – говорил
о Ганни. – Мы будем собираться в подвале, где безопаснее. Я принял такое решение благодаря силе духа моих прихожан. Идёт война, настоящая война, но мы готовы силой Божьей милости нести этот крест до самого конца». Для отца Рагида именно его прихожане, часто простые необразованные люди, были настоящими свидетелями веры, истинными христианами, которые знали, чтó в жизни верующего важнее всего. «Христиане Мосула – это не богословы, некоторые из них даже неграмотны. Но испокон веков в них укоренилась эта простая истина: без воскресной Евхаристии мы не можем жить», – говорил о. Ганни с восхищением.

Евхаристия давала силы и надежду не только прихожанам, которые не знали, доживут ли до завтрашнего дня они сами и их близкие, но и самому о. Рагиду. «Бывают дни, когда я чувствую свою хрупкость, и переполняет меня ужас, – признавался он. – Но когда я держу в руках Гостию и говорю: Вот Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, – я чувствую в себе Его силу. Я держу в руках Гостию, но на самом деле это Иисус Христос держит меня и всех нас в Своих руках, бросая вызов террористам и сохраняя нас в единстве в Своей бесконечной любви».

Несмотря на постоянную опасность, иракские христиане оставались верными Евхаристии. В мире, полном насилия, смерти и страха она была для них настоящим источником жизни: «Террористы могут думать, что убьют наше тело или сломят наш дух запугиванием, – говорил о. Ганни, – но каждое воскресенье церкви полны людей. Они могут пытаться отнять нашу жизнь, но Евхаристия вернет её нам». Более того, этот халдейский священник отмечал, что террористические атаки показали мосульским христианам истинную ценность евхаристической жертвы: «В обычное время мы ко всему относимся, как к норме, и забываем о величайшем даре, который дал нам Бог. Парадоксально, но именно благодаря насилию со стороны террористов мы воочию убедились, что именно Евхаристия, умерший и воскресший Иисус Христос, даёт нам жизнь. Благодаря ей мы находим в себе силы и обретаем надежду».

Бесчеловечные экстремисты совершили немало зла, от терроризма пострадала и семья о. Ганни. В июне 2004 года, когда его сестра несла воду для уборки церкви перед воскресной Мессой, кто-то бросил в неё гранату. «Сестра была ранена, но выжила. А в воскресенье мы продолжали отправлять евхаристическую службу. Мои потрясенные родители тоже в ней участвовали». Мученическая жертва сестры отца Рагида не была напрасной: «Для меня и для нашей общины раны моей сестры были источником сил, чтобы нести свой крест».

3 июня 2007 года верность о. Ганни призванию священника и его участие в крестном пути иракской Церкви достигли зенита. Сразу же после воскресной Мессы террористы напали на него и нескольких дьяконов, которые были с ним. Один из нападавших кричал на священника: «Я же говорил тебе, чтобы ты закрыл церковь! Почему ты этого не сделал? Почему ты не убрался отсюда?» Отец Рагид Ганни спокойно ответил: «Как я могу закрыть Дом, принадлежащий Богу?» Услышав эти слова, террористы открыли огонь из автоматов, убивая всех, кто был с  отцом Рагидом, кроме жены одного из дьяконов, которой удалось бежать.

Отец Ганни сохранил веру до самого конца. Он пролил свою кровь после того, как насытил своих прихожан Телом Христа и напоил их Его Кровью. Он подтвердил собственной кровью, что все его слова и действия не были напоказ, а исходили из глубокой веры в то, за что отдавали жизнь первые христиане в Римской империи и за что страдают сотни тысяч иракских христиан: в Евхаристии умерший и воскресший Иисус Христос даёт нам жизнь.

предыдущий   |   следующий назад