Нерукотворный образ из Мексики
автор: ks. Mieczysław Piotrowski TChr
Создан не человеческими руками
Образ Пресвятой Девы Марии из Гваделупы запечатлен на индейском плаще (тильма), сотканном из волокон кактуса агавы (айяте). Тильма служила индейцам для различных целей: ее носили как плащ, ночью ею накрывались как одеялом, а иногда использовали как гамак для детей.
Из волокон агавы индейцы делали также мешки и сумки. Полотно выглядит примерно как наша мешковина, и на нем сложно что-либо нарисовать. Поэтому совершенно необъяснимо, как на этой ткани появился довольно тонкий живописный образ, который в течение почти пяти столетий сохраняет глубину и яркость красок и виден благодаря преломлению цвета, как на перьях птиц или крыльях насекомых.
Чтобы развеять сомнения относительно чудесного образа, в 1976 году были проведены научные исследования полотна. Ученые определили, что оно сделано из волокон кактуса Agave popotule zacc. Такие волокна в нормальных условиях истлевают уже через 20 лет, но Мария оставила свой Образ именно на этом, самом грубом и недолговечном материале. Это поразительно: прошло почти пять веков, а ткань остается нетленной, и образ продолжает поражать свежестью – тогда как материал тильмы уже давно должен бы рассыпаться в прах. Совершенно очевидно, что здесь мы сталкиваемся с неоспоримым чудом.
Следует иметь в виду, что Образ Пресвятой Девы Марии из Гваделупы с момента своего появления в 1531 году постоянно подвергался действию разрушительного мексиканского климата, влажного воздуха с частичками морской соли, а в последние десятилетия загрязненного дымом сотен тысяч печей и автомобилей города Мехико, в котором живет больше 20 миллионов человек. В течение 480 лет непрерывного культа перед образом сгорело невообразимое число свечей, в естественных условиях выделяющих черную сажу и ультрафиолетовые лучи, приводящие к выцветанию особенно голубых красок. Несмотря на всё это, портрет Богоматери выглядит так, будто только что вышел из под кисти гениального мастера. Кроме того, необъяснимым образом на полотне не оседает ни пыль, ни следы многочисленных насекомых.
Еще в 1936 году ученый химик, лауреат Нобелевской премии проф. Ричард Кугн пришел к выводу, что на полотне нет никаких красителей, ни органических, ни минеральных, и он не мог объяснить, почему же на этом полотне мы видим изображение Марии.
Многократные исследования с помощью оптических приборов подтвердили, что на полотне нет следов кисти и красителей, и ученые не могли объяснить этого явления. Когда в 1963 году образ исследовали специалисты известной фирмы «Кодак», они с удивлением пришли к выводу, что изображение имеет характер фотографического отпечатка, а не рисунка. Научные экспертизы в очередной раз подтвердили, что на полотне нет следов красок, грунтовки, набросков и штрихов – нет никаких следов человеческой деятельности. Образ был признан нерукотворным.
В 1979 году исследованиями образа Гваделупской Богоматери занялись два известных американских ученых из Флоридского университета: С. Каллаган и Дж.Б. Смит. К этому времени в изучении живописи уже широко применялись инфракрасные снимки, которые помогают в реставрации ценных старинных картин. Благодаря им видны наброски, сделанные перед нанесением красок, можно определить тип грунтовки, методы композиции, а также более поздние исправления оригинального изображения. Эти ученые воспользовались инфракрасной фотографией и с удивлением отметили, что розовый пигмент Образа совершенно не задерживал инфракрасных лучей. Это противоречит известным свойствам красителей. Они открыли, что цветовая гамма изображения Пресвятой Девы Марии совершенно исключительна, и нет никакой возможности достичь такого цветового эффекта известными науке методами. Подобного рода расцветка встречается только в природе на перьях птиц или у насекомых. Ученые не обнаружили также на полотне под изображением никаких следов набросков или грунтовки, без которых невозможно было бы написать такую картину. Но образ существует, поражает необъяснимой яркостью цветов, сохраняющейся уже почти пять веков, и свидетельствует о сверхъестественном вмешательстве Бога в историю Мексики.
Необходимо напомнить о двух удивительных событиях, связанных с чудесным Образом. В 1791 году один из работников базилики случайно вылил на полотно жгучую азотную кислоту, которая в нормальных условиях моментально разъедает органические вещества. Чудесная тильма осталась невредимой, и на полотне нет ни малейшего следа этого происшествия. Это очередное свидетельство чудесной, необъяснимой с точки зрения естественных явлений сохранности Образа.
Второе событие имело место во время кровавых гонений на католическую Церковь в 1921 году, когда атеисты подложили бомбу, чтобы полностью уничтожить чудесный образ Матери Иисуса Христа. Мощный взрыв уничтожил каменный алтарь, изогнул стоявший над алтарем железный крест, но не нанес даже царапины на чудесном Образе из Гваделупы.
Были и другие попытки уничтожить нерукотворное изображение Пресвятой Девы Марии, но ни одна из них не причинила Образу ни малейшего вреда. Сверхъестественная сила Бога сохранила его от безумной агрессии со стороны людей, ставших рабами сил зла.
Невозможно сделать копию
Выдающийся мексиканский художник, Мигуэль Кабрера, который в 1753 году основал первую в Мексике художественную академию, получил предложение нарисовать копию Мадонны из Гваделупы для папы римского Бенедикта XIV. Ему разрешили непосредственно приближаться к Образу без ограничений, чтобы ознакомиться с полотном, цветами и приемами, использованными при создании этого портрета.
Кабрера вместе с семью другими художниками тщательно исследовал Образ, и они пришли к выводу, что сделать его копию просто невозможно. Можно лишь нарисовать портрет этого чудесного изображения. Когда этот портрет был готов, Кабрера описал свои наблюдения, свидетельствовавшие о наличии множества чудесных, необъяснимых явлений. Он обратил внимание прежде всего на удивительную прочность материала. Полотно, на котором изображена Пресвятая Дева Мария, состоит из двух одинаковой величины частей, сшитых тонкой хлопковой нитью. Эта нить постоянно удерживает тяжесть полотна, и в условиях влажного насыщенного солью воздуха должна давно истлеть. Но этого не произошло. Изумительный факт.
Кабрера отметил, что на Образе нет грунтовки, которая составляет первый этап работы художника, а изображение на тильме представляет собой неповторимый шедевр искусства, приводящий в восхищение любого знатока. Художник писал: «здесь мы сталкиваемся с неизвестным доселе видом искусства, которое могло родиться только под кистью Творца. Картина содержит в себе не только самые лучшие приёмы изобразительного искусства, но и непонятным образом соединяет четыре различных художественных метода: живопись маслом, акварель и темперные краски двух видов. Каждый из этих методов требует иной грунтовки, а на Образе нет ее вообще. (…) Этот шедевр превосходит всё, что когда-либо создали величайшие художники».
Таинственные зрачки
Развитие фотографии сыграло необыкновенно важную роль в исследованиях образа Гваделупской Богоматери. Первые снимки высокого качества выполнил в 1928 году Мануэль Рамос. Один врач-окулист, рассматривая их через увеличительное стекло в 1929 году, просто вскрикнул от удивления и выронил лупу. В зрачках Марии он увидел отражение нескольких человек. Для него стало очевидным, что перед ним «живые зрачки», которых никто не смог бы нарисовать.
Это открытие подтвердил в 1951 году фотограф и художник Хосе Карлос Салинас Чавез (Jose Carlos Salinas Chavez). После этого архиепископ Мехико Луис Мария Мартинез (Luis Maria Martinez) создал специальную научную комиссию, чтобы она исследовала это явление. Изучение зрачков продолжалось четыре года, и в 1955 год комиссия опубликовала документ, в котором подтверждается, что зрачки выглядят как живые, и они не могли быть нарисованы человеческой рукой. В этих зрачках можно различить изображение мужчины, скорее всего индейца Хуана Диего, потому что его сохранившийся портрет напоминает лицо человека, отраженное в зрачке правого глаза Марии.
В 1956 году два врача окулиста, д-р Х. Тороэл-Буэн и д-рТори Лавуанет исследовали изображения людей в обоих зрачках с помощью специального прибора, называемого офтальмоскопом. Описывая результат своих работ, д-р Лавуанет утверждал, что «на роговице обоих глаз видно изображение человека. Деформация и оптическое положение изображения именно такие, какие имеют место в человеческих глазах. Если направить луч офтальмоскопа на зрачок Образа Пресвятой Девы Марии, наблюдается тот же эффект, что и в живом глазу: зрачок светит рассеянным светом, создавая впечатление вогнутого барельефа. Такой эффект невозможно получить на плоской поверхности, к тому же непрозрачной, как в случае обычной картины. Я исследовал глаза на картинах и фотографиях, и не наблюдал там ничего подобного. Глаза на образе Гваделупской Богоматери создают впечатление живых глаз».
Эти результаты были подтверждены также другими врачами и учеными, которые в 60-70-е годы проводили подобные экспертизы. Профессор Бруно Бонетт-Эймард пришел к следующему выводу: «Всё указывает на то, что в момент появления образа человек, который стоял лицом к Пресвятой Деве, отразился на поверхности роговицы Её глаз и был как бы сфотографирован». Дальнейшие исследования глаз Марии привели к тому, что были обнаружены отраженные изображения и в других слоях глаза (два раза прямое, и один раз перевернутое на 180°). Это явление называется эффектом Пуркинье-Самсона, и наблюдается исключительно в живых глазах. Американский оптик д-р Чарльз Валиг совместно с другими учеными исследовал Образ при увеличении в 25 раз и нашел два новых лица, отраженных в глазах Марии. Одно из этих лиц удалось идентифицировать: оно было похоже на лицо Хуана Гонзалеса, переводчика епископа Зумарагги, чей портрет, нарисованный в 1533 году, был найден незадолго перед этим открытием.
В 1979 году впервые в исследованиях Гваделупского образа была использована цифровая техника и оборудование, которым NASA выполняет спутниковые фотографии. Благодаря этому было получено 2500-кратное увеличение изображения. На образе все также не удалось найти никаких следов красок, хотя его цвета были исключительно живыми, свежими и блестящими. Эту загадку наука не в состоянии решить. Когда ученые подробно исследовали зрачки Марии при 2500-кратном увеличении, они смогли различить запечатленную в них сцену встречи Хуана Диего с епископом – тот самый момент, когда на тильме индейца появился чудесный образ Марии. Среди стоящих людей можно различить епископа Зумараггу, его переводчика Гонзалеса, Хуана Диего раскрывающего плащ, а также сидящего индейца, стоящих неподалеку нескольких индейцев, женщину с ребенком, бородатого испанца, чернокожую девушку и других. Интересно отметить, что недавно в архивах Севильи было найдено завещание епископа Зумарагги, в котором упоминается чернокожая рабыня по имени Мария, которую епископ отпустил на свободу. В общей сложности в глазах Марии отразилось 13 человек. Судя по всему, это был именно тот момент, о котором можно прочесть в хронике Никан Мопохуа, содержащей первое историческое описание этого события: «И распростер свой белый плащ, в котором были завернуты цветы (…). А когда епископ и все остальные увидели чудо, они в изумлении пали на колени. Потом поднялись, чтобы осмотреть плащ».
В этом месте следует привести ответ Хосе Асте Тонсманна на скептические замечания германского журналиста Поля Бадде: «Я бы с вами согласился, если бы существовало только одно такое изображение. Но здесь мы имеем дело с двумя „снимками” в двух глазах. К тому же эти „фотографии” неодинаковы, а их рефракции и пропорции соответствуют друг другу в такой же степени, как изображения воспринимаемые в настоящую минуту в Ваших глазах, в которых находятся два различных, но в точности соответствующих друг другу изображения той же самой сцены. Точно так же в глазах Марии запечатлелись две „фотографии”, сделанные под разными углами – полностью соответствующие вектору перемещения характерному для пары глаз одного человека. Именно в этом состоит сила аргументов этих изображений. Один из них мог бы быть лишь случайностью или результатом целенаправленной деятельности художника. Но руководствуясь всеми правилами здравого смысла, такое невозможно в случае двух изображений. Деформация, связанная с искривлением роговой оболочки глаза и взаимозависимость изображений – всё это слишком сложно. (…) Ни один человек не смог бы нарисовать таких двух изображений. Кто бы за это взялся? И с какой целью?»
Одно из величайших чудес
В течение 10 лет после покорения Мексики испанцами в 1521 году испанским миссионерам удалось добиться обращения очень небольшого числа индейцев. Но когда в 1531 году Пресвятая Дева Мария оставила Хуану Диего свое чудесное изображение, в течение нескольких лет христианство приняло самое большое число людей за всю историю человечества. Индейцы в большинстве своем враждебно относились к религии и культуре испанских конквистадоров, но благодаря явлению Богоматери на горе Тепеяк и чудесному образу в течение последующих 7 лет все поголовно в количестве 9 миллионов человек приняли крещение и стали верующими и практикующими католиками. Исторические документы рассказывают, что с утра до вечера миссионеры крестили ожидающих в очереди индейцев, а взрослые заключали также Таинство Брака. Например, францисканец о. Торбидо записал, что вместе с другими священниками они крестили за пять дней 14 200 человек. То же самое происходило во всех миссионерских центрах Мексики. Ежедневно тысячи индейцев приходили, чтобы получить крещение и другие таинства. Смысл того, что хотела передать индейцам Пресвятая Дева Мария словами и чудесным образом, до такой степени проникал в душу индейцев, что они моментально обращались к Богу, отвергали свои языческие практики и принимали учение Евангелия, а после крещения становились членами Вселенской Церкви. Произошло великое чудо, потому что за короткое время исчезли также враждебные взаимоотношения между индейцами и испанцами. Более того, эти два народа, чуждых друг другу и в культурном, и расовом, и религиозном смысле, соединились в один мексиканский народ. Исчезли всевозможные проявления расизма и национализма. Все стали детьми Марии, Матери истинного Бога Иисуса Христа, который для нашего спасения стал истинным человеком. Обращение индейцев, а также укрепление веры испанских конквистадоров проходило молниеносно и проникало глубоко в сердца людей. Несомненно, это было одно из величайших чудес в истории человечества и одно из важнейших событий в истории христианства.
Решающая роль
Решающую роль в обращении всех мексиканских индейцев сыграло явление Пресвятой Девы Марии на горе Тепеяк и Её чудесный образ, появившийся на тильме индейца Хуана Диего. Гваделупский образ со всеми своими символами представляет собой объяснение главного содержания Священного Писания с помощью понятий, характерных для культуры и языка ацтеков.
Необходимо помнить, что религия ацтеков содержала ужасающие варварские практики. Индейцы поклонялись более 200 главным богам и 1600 богам менее значительным. Среди них всех главное место занимал бог Солнце, чье изображение на Гваделупском образе заслонила Мария. Одним из важнейших был также бог Луна, который на образе находится под ногами Марии. Случалось, что ацтеки в течение недели убивали более 20 тысяч людей, принося их в жертву своим богам. Поэтому они постоянно с кем-то воевали, чтобы захватывать пленных и приносить их в жертву. Один из ритуалов состоял в том, чтобы вырвать из груди живого человека еще бьющееся сердце – ацтеки верили, что благодаря такой жертве бог Солнце будет иметь силы подняться над горизонтом на следующее утро и светить весь день.
То, что на Гваделупском образе Мария заслоняет Солнце, для ацтеков означало, что оно не бог, и ему нельзя приносить в жертву людей. Цветы на платье Марии и покрытый звездами плащ означали, что весь созданный мир – это как бы одежда Марии. Сложенные в молитве руки показывали, что сама Мария не богиня, но в своем чреве носит Сына Бога. На изображении Мария беременна, она показана как дароносица, указывающая глазами на своего Божественного Сына. В самом центре Образа находится четырехлистный цветок жасмина, который в индейской культуре символизировал солнце. Для них это был однозначный символ: Святая Дева носит во чреве истинного Бога, который стал истинным человеком, чтобы спасти нас из рабства сатаны, язычества, греха и смерти. Если рассматривать цветок жасмина через увеличительное стекло, можно различить в середине личико Младенца.
Расположение звезд на плаще Марии соответствует констеляции на мексиканском небосклоне 12 декабря 1531 года, но наблюдаемое не с Земли, а из космоса. Таким образом на Образе запечатлена также дата, когда Мария явила себя мексиканскому народу.
На языке индейцев нахуатл Мария назвала себя Coatlaxopeuh, что означает «Победительница Змея» – т.е. Сатаны, который является величайшим врагом человека. Демон, сатана или дьявол – это падший ангел, который из-за своего греха абсолютной гордыни стал как бы «космическим обманщиком» и «отцом лжи» (Иоан. 8,44). Как отметил блаженный Иоанн Павел II(см. речь от 13.08.1986), он сам живет во лжи, отрицая власть и доброту Бога, и одновременно эту трагическую ложь пытается навязать людям. Поэтому и сам Сатана, и все прочие злые духи всем своим естеством ненавидят Бога и стараются наполнить этой ненавистью также людей, чтобы довести их до состояния абсолютного эгоизма, называемого адом. С помощью своего мощного интеллекта Сатана хочет довести человека до вершин ненависти и гордыни, а в конечном итоге до страха и отчаяния. Единственное спасение для нас, дающее возможность избежать ужасающей действительности, в которую стремятся погрузить нас злые духи, – это полное доверие Иисусу Христу, на которого указывает Мария с чудесного Гваделупского образа. Именно Иисус своим страданием, смертью и воскресением окончательно победил Сатану, грех и смерть и принес человечеству освобождение.
О. Мечислав Петровский SChr
предыдущий | следующий | назад |