Христиане Ирака

Население страны является одним из самых быстрорастущих в мире, постоянное население Ирака по данным переписей составляло:

12.10.1957 г. – 6.339.960 человек

14.10.1965 г. – 8.047.415 человек

17.10.1977 г. – 12.000.497 человек

17.10.1987 г. – 16.335.199 человек

16.10.1997 г. – 22.040.094 человек

По оценке на 1 января 2003 г., в Ираке проживают более 25,5 млн. человек.

Ирак разделен на 18 губернаторств (мухафазов), из которых 15 составляют собственно Ирак и 3 (Сулеймания, Дахук, Эрбиль) – Курдскую автономию. Оценочная численность населения этих губернаторств сегодня следующая (там, где название губернаторства не совпадает с наименованием его центра, в скобках указано и название центра): Анбар (Рамади) – 1,2 млн. человек, Басра – 1,5, Мутанна (Самава) – 0,5, Кадисия (Дивания) – 0,8, Наджаф – 1, Таамим (Киркук) – 0,8, Бабиль (Хилла) – 1,8, Багдад – 5,9, Ди-Кар (Насирия) – 1,4, Дияла (Баакуба) – 1,4, Кербела – 0,8, Майсан (Амара) – 0,8, Найнава (Мосул) – 2,3, Салах-эд-Дин (Тикрит) – 1,1, Васит (Кут) – 0,9, Сулеймания – 1,6, Дахук – 0,4, Эрбиль – 1,3 млн. человек. Некоторые из названий провинций напоминают о многотысячелетней истории Ирака: Бабиль – это арабское название Вавилона, Найнава – Ниневии (столицы Ассирийского государства 8-7 веков до н. э.).

Что касается национальной принадлежности иракцев, то в разных источниках называются следующие цифры: арабы – 75-80 %, курды – 15-20 %, иракские азербайджанцы (туркоманы) – 1,3-1,7 %, турки – 0,3 %, персы – 0,8-1,2 %, луры – 0,1-0,3 %, ассирийцы – 0,5-0,8 %, арабские цыгане-мусульмане (“домары”) – 0,5 %, армяне – 0,1-0,3 %, адыги – 0,1 %, индийцы – 0,1 %. По данным переписей 1957-77 гг., численность кочевых и полукочевых бедуинов выросла с 57 до 95 тысяч человек (правда, доля их в населении страны упала с 0,9 % до 0,8 %).

Во всех губернаторствах (кроме трех губернаторств Курдистана, Найнава и Таамим), арабы составляют от 75 % (в Дияле) до 100 % (Анбаре). В Найнаве и Таамиме арабов не более 30 %, в Дахуке – более 20 %, Эрбиле – до 15 %, Сулеймании – 3 % населения губернаторства. 70 % арабов страны – шииты, 30 % – сунниты (в основном, ханафитского мазхаба, но есть немного приверженцев шафиитского и маликитского мазхабов).

Курды составляют 97 % населения Сулеймании, 70 % – Эрбиля и Дахука, более половины населения в Найнаве и Таамиме и 25 % в Дияле. Более 90 % курдов – мусульмане-сунниты (в основном шафиитского мазхаба, меньшая часть – ханафитского). Шииты составляют 6 % курдов. 2 % курдов составляют йезиды, которые считают себя отдельной нацией, хотя и говорят на курдском языке.

Местных азербайджанцев в Ираке называют “туркоманами”: некоторые российские исследователи переводят этот этноним как “туркмены”, однако необходимо учитывать, что до революции в России азербайджанцев называли “татарами”, а в первых советских переписях 1926-37 гг. они фигурировали как “тюрки”. Президент Азербайджана Алиев недавно и вовсе заявил, что азербайджанцы и турки – один народ, проживающий в разных государствах. Более половины иракских азербайджанцев проживает в губернаторстве Таамим, где они составляют 1/6 населения (наиболее крупные их поселения находятся в районах севернее Киркука, севернее и западнее Дахука и к северу и югу от г. Кифри). В губернаторстве Эрбиль азербайджанцы составляют около 14 % населения (они живут севернее и восточное г. Эрбиля, между реками Бастура-Чай и Чай-Шивасор и севернее г. Алтыпкепрю). Десятая часть всех иракских азербайджанцев живет в Найнаве, где они составляют 1 % населения (между юго-восточными отрогами Джебель-Синджара и Телль-Афаром). Все иракские азербайджанцы мусульмане. Из них 65 % придерживаются суннизма ханафитского мазхаба, треть – шииты-имамиты и 2 % – исмаилиты.

Все иракские турки – горожане, большая их часть проживает в Мосуле, остальные – в Багдаде и Басре. Все они – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Персы живут в городах центральных и южных губернаторств: наиболее крупные их общины находятся в шиитских религиозных центрах Наджафе, Курне, Кербеле (в последнем персы составляют 30 % населения), багдадском районе Казимия. Персы есть также в Басре, Самаве, Хашабе, Насирие, Шатре, Сибе. 99 % персов – шииты-имамиты, 1 % – бахаи.

Луры живут в губернаторствах, пограничных с Ираном: на северо-востоке Ди-Кара и Майсане (севернее г. Али-эль-Гарби). Почти все луры – шииты-имамиты.

Адыги (черкесы) – потомки военных поселенцев Османской империи – живут на крайнем севере Дахука (0,5 % населения, к востоку от г. Захо) и на юге губернаторства Эрбиль (1,3 %, их поселения расположены к северу от населенного пункта Шогер). Адыги – мусульмане-сунниты (в основном, ханафитского мазхаба).

Армяне появились в Ираке после их резни турками в 1915 г., в настоящее время они живут в Багдаде, Басре и Мосуле. Более 90 % иракских армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви, остальные – к Армяно-Католической Церкви.

Христианство в Ираке представлено одиннадцатью различными Церквами, самой крупной из которых является Халдейская Католическая Церковь, образовавшаяся в 1551 г. в результате унии между Римским Престолом и епископами Ассирийской Церкви Востока, недовольными традицией назначения следующим Патриархом их Церкви племянника предыдущего. Сначала сторону халдо-католиков приняло меньшинство ассирийцев, но в настоящее время их число вдвое превышает количество ассирийцев, верных своей древней Церкви Востока. По данным ватиканского ежегодника “Annuario Pontificio”, к концу 2002 г. 185 тысяч иракских халдеев жили в районах Багдада (145 тысяч), Мосула (21,1 тысяча), Эрбиля (11,75 тысяч), Киркука (5,1 тысяча) и Басры (2,5 тысячи). Впрочем, такое количество своих приверженцев вряд ли может быть утешительным для халдеев: эта цифра остается практически неизменной с 1960-х гг., когда по разным данным в Ираке было от 125 до 220 тысяч халдеев (впрочем, в 1935 г. их было лишь 40-45 тысяч, а в 1957 г. – 86 тысяч) – сокращение доли халдеев объясняется тем, что христиане (тем более католики) уезжают за лучшей жизнью в США и Европу намного чаще мусульман.

Почти все халдеи – горожане, только в Найнаве и Дахуке есть небольшое число халдеев-земледельцев. В этническом отношении халдеи – ассирийцы, к настоящему времени сильно арабизированные: в быту они пользуются арабским языком, но сохраняют некоторые этнические особенности. Во главе Халдейской Католической Церкви стоит Патриарх Ирака, Вавилона и Востока, который пожизненно занимает свою резиденцию в Багдаде: его выбирает Синод епископов Церкви, а затем в Ватикане утверждает Папа. В 1865 г. в Мосуле была открыта семинария Халдейской патриархии, в которой ведется подготовка священнослужителей для этой униатской Церкви. В г. Киркуке находится халдейский госпиталь.

Самостоятельная Ассирийская Церковь Востока (несторианская) разделена на приверженцев двух патриархатов. Исторически Ирак входил в каноническую территорию Тегеранского патриархата, к которому и сейчас принадлежит большая часть несториан Ирака: по данным на середину 1990-х гг. (опубликованным во Всемирной христианской энциклопедии в 1998 г.), ее прихожанами являются 58 тысяч человек в епархиях Багдада, Мосула и Мар-Матти (монастырь в губернаторстве Дахук, восточнее Мосула). В середине 1930-х гг., когда закончился срок действия английского мандата и Ираку была предоставлена самостоятельность, конфликт между ассирийцами и властями страны вылился в кровавую резню, ассирийский Патриарх Мар Симон XXIII был лишён гражданства и поселился в США, откуда продолжал управлять Церковью. В 1964 г. часть ассирийцев выразила недовольство управлением своей Церкви из-за рубежа, и в 1968-72 г. несколько епископов основали Ассирийскую Церковь Востока Багдадского патриархата, к которой к середине 1990-х гг. принадлежали в Ираке 23 тысячи человек.

Приверженцы Ассирийской Церкви, в отличие от халдеев, сохранили ассирийский язык. Современные ассирийцы-несториане – в основном потомки беженцев из Турции, где после 1915 г. они вместе с армянами подверглись кровавым преследованиям. В 1930-х гг. часть несториан поселилась в соседней сирийской провинции Хасеке. В настоящее время несториане проживают двумя компактными группами в губернаторстве Дахук, где они составляют более 3 % населения: в районе Дахука и на границе с Турцией на северо-востоке губернаторства между реками Хазир и Большой Заб. Есть несторианские селения в Акре (Агре) и других местах. При монастыре Мар-Матти (на горе Эль-Маклуб) имеется несторианская богословская школа, в которой ведется подготовка духовенства.

Сиро-католики – приверженцы унии между Сирийской Православной Церковью (яковитской) и Ватиканом, – как и халдеи, являются арабизированными ассирийцами и насчитывают на конец 2002 г. 60 тысяч приверженцев в двух иракских епархиях: Мосул (35 тысяч, включает Найнаву и Дахук) и Багдад (25 тысяч). Кроме того, более 1 тысячи сиро-католиков принадлежат Патриаршим экзархатам Антиохии (экзархату Багдада –0,6 тысяч, в стране также живет примерно половина из 1,2 тысяч верующих экзархата Ирака и Кувейта). Практически все сиро-католики – горожане. Значительное число сиро-католиков Ирака выехало за пределы страны, главным образом в США и Ливан. Иракские сиро-католики подчинены Патриарху, резиденция которого находится в Бейруте (Ливан). Епископы в Ираке выбираются сиро-католическим духовенством. Самое древнее культовое здание сиро-католиков – монастырь Мар-Бах-нам, выстроенный в IV в. (расположен к востоку от Мосула, в населенном пункте Каракош). Почти все учебные заведения сиро-католиков находятся в Мосульской епархии.

Сирийская Православная Церковь (яковитская) в Ираке подчиняется Патриарху Антиохии, резиденция которого находится с 1959 г. Дамаске. В Ираке последователи этой Церкви объединены в два епископства – Мосульское и Мар-Маттийское. Сиро-православные – арабизированные ассирийцы, живущие в основном жители крупных городов. Сиро-православные (45 тысяч человек) уступают по численности сиро-католикам.

Есть в Ираке и приверженцы Православной Сирийской Церкви Востока (Маланкарская сирийская Церковь Мар Тома), образованной в 1665 г. в штате Керала в Индии в качестве самостоятельной ветви Сирийской Православной Церкви (яковитской). К этой Церкви в Ираке принадлежат по данным на середину 1990-х гг. 8 тысяч выходцев из Индии.

Численность армяно-католиков в Ираке падает: если в 1966 г. их было 3,7 тысяч, то в 2002 г. – лишь 2 тысячи человек (в основном в районе Багдада) – это в 10-15 раз меньше, чем приверженцев не вступившей в унию Армянкой Апостольской Церкви (армяно-григориане живут в Багдаде, Басре и Мосуле). Епископ армяно-григориан (как и армяно-католиков) имеет резиденцию в Багдаде и подчиняется Эчмиадзинскому католикосату.

Сокращается в Ираке численность римо-католиков (в основном, это иностранцы): сейчас их 2,5 тысячи, хотя 20 лет назад было 3,5 тысяч, а 40 лет назад – 3,3 тысячи (и тогда, и сейчас они жили почти исключительно в Багдаде, кроме того у них есть храм в Киркуке). Католические миссионеры играют заметную роль в светском и религиозном просвещении христианского населения Ирака (им принадлежат десятки школ и Багдадский университет Аль-Хикма, основанный в 1956 г. профессорами-иезуитами), однако обучение в римо-католических школах не приводит к смене веры учеников.

В 1960-70-х гг. в Багдаде было несколько сотен маронитов из числа торговцев и бизнесменов. Однако сейчас о них нет никаких сведений даже в “Annuario Pontificio”.

Среди живущих в Багдаде египтян по крайней мере несколько тысяч являются приверженцами Коптской православной (дохалкидонской) Церкви (по некоторым оценкам, в Ираке в 1991 г. жили 0,5 млн. выходцев из Египта).

Напомним, что армяно-григориане и сиро-православные, сиро-маланкарцы, как и египетские копты, относятся к семейству монофизитских Церквей, обособившихся от остальных христиан после Халкидонского IV Вселенского Собора 451 г., почему предпочитающих называть себя “дохалкидонцами” или “нехалкидонцами”. В разных формах эти Церкви проповедуют учение об одной – Божественной – природе Христа. Ассирийская Церковь Востока принадлежит к противоположной ереси – “несторианской” – утверждающей, что Христос – человек, “великий пророк”, который соединился с Богом и стал Сыном Божиим уже после Своего рождения.

Есть в Багдаде и около 2 тысяч православных (350 семей) – приверженцев Антиохийской Православной Церкви. У православных в столице Ирака всего два священника и одна церковь (еще одна строится). Что касается наличия православных в других городах Ирака, то данными о них мы не располагаем, хотя известно, что в 1960-х гг. в Ираке было 6 церквей и 6 священников Антиохийской Православной Церкви. В минувшем году РПЦ МП начала работу по подготовке к созданию своего прихода в Багдаде для окормления проживающих в Ираке православных русской традиции.

К протестантским организациям Ирака принадлежат в основном европейцы и американцы, в том числе и миссионеры, но есть в них и арабы, армяне и ассирийцы. Протестанты проживают преимущественно в Багдаде и Басре. Наиболее крупное объединение протестантов – Ассамблея евангелических пресвитерианских Церквей в Ираке, в которую входят 5 Церквей: Национальная евангелическая протестантская Церковь (Киркук), Ассирийская евангелическая пресвитерианская Церковь (Багдад), Арабская евангелическая пресвитерианская Церковь (Багдад), Национальная протестантская евангелическая Церковь (Мосул) и Национальная пресвитерианская Церковь (Басра). Президентом Ассамблеи является Георгес Хормис Сада – бывший вице-маршал авиации армии Ирака (как и многие христиане Ирака, его дети покинули страну: сын стал доктором в Великобритании, а дочь – преподавателем в Иордании). Общее число прихожан 5 Церквей, входящих в Ассамблею, составляло в 2002 г. 3 тысячи человек – это даже меньше, чем в 1966 г., когда их было 3,5 тысячи человек. Пресвитериане и евангелисты-реформаты (и те, и другие – ответвления кальвинизма) последние десятилетие оказывали гуманитарную помощь примерно полумиллиону человек, но и им не удалось переманить на свою сторону дополнительное число иракцев, хотя кроме пищи они дарили людям и Священное Писание: только в 2002 г. иракцы получили от Обществ Библии Ливана и Иордании 9,5 тысяч Библий и 16 тысяч Новых заветов (в 2000-2001 гг. роздано 6 367 Библий, 9 300 Новых заветов и 212 619 христианских книг, включающих в себя выдержки или книги Библии).

Что касается других протестантских конфессий, то число их приверженцев сократилось в последние десятилетия еще сильнее: адвентистов седьмого дня в 1966 г. было 760 человек, а в 2002 г. осталось 3 общины с 219 членами; от 300 англикан в 1966 г. сейчас не осталось ни одного. Свернули свою миссию в Ираке лютеране. Известно, что в Ираке существовали миссии Ассамблей Бога (пятидесятников) и Армянской евангелической Церкви, однако на сегодня они либо исчезли совсем, либо имеют незначительное число сторонников.

Отношение иракских властей к христианам при Саддаме Хусейне было достаточно добродушным, даже пресвитериане получали от властей помощь стройматериалами для строительства церквей, не говоря уже о предоставлении земли. Лишь в Курдской автономии, неподконтрольной Хусейну с 1991 г., действовали исламистские группировки антихиристианской направленности, сторонники которых нередко совершали нападения на христиан (в основном ассирийцев).

Из-за тяжелого экономического положения Ирака в 1990-е гг., по некоторым оценкам, до трети христиан уехало из страны (все христианские Церкви, представленные здесь, имеют единоверцев за границей, в том числе в Европе и Америке, что облегчало выезд).